Готов ли мой ребенок к школе? консультация для родителей

Готов ли мой ребенок к школе?

консультация для родителей.


Многие родители считают, что подготовка к первому классу может ограничиться покупкой необходимых школьных принадлежностей. Главное, что ребенок умеет читать, писать, считать, а остальное купим. Между тем за оставшееся до первого класса время нужно сделать для ребенка очень многое.

Как проверить готов ли малыш идти в школу? Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.

Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика).

Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями).

Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).

Любой ребенок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы, читает по слогам, может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно «подтянуть» заранее после собеседования с педагогами той школы, где будет учиться ребенок, и выяснения именно их конкретных требований.

Если не отмахиваться от вопросов, которые начинает Вам задавать ребенок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни — подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Скажем, если Вы периодически берете ребенка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоит шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить? Вот написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буквы.

Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе — чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.

 

 

 

Оценка развития познания

Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?

Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
Оценка базового опыта ребенка

Приходилось ли ребенку сопровождать Вас в магазин, на почту, в сберкассу?

Был ли он в библиотеке?

Была ли у Вас возможность регулярно читать ребенку или рассказывать истории?

Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

Оценка языкового развития

Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?

Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?

Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?

Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?

Может ли ребенок рассказать историю, описать произошедший с ним случай?

Четко ли ребенок проговаривает слова?

Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития

Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?

Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?

Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

Оценка умения общаться

Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?

Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Оценка физиологического развития

Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?

Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?

Выглядит ли ребенок здоровым?

Зрительная память

Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а потом одну убрать?

Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например: найти картинку, непохожую на остальные?

Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например: б-п, в-ф; кот-год и т.п.?

Зрительное восприятие

Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?

Понимает ли ребенок, что читают слева направо?

Уровень слуховых способностей

В состоянии ли ребенок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес-вес?

Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?

Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Общая и психологическая готовность. Может ли Ваш ребенок: 
Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?

Изъясняться связно, например, «покажи мне…»

Понимать смысл того, о чем ему читают?

Четко выговорить свое имя?

Запомнить свой адрес и номер телефона?

Писать карандашом или мелками на бумаге?

Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?

Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?

Проявлять интерес к окружающим его предметам?

Ваши взаимоотношения с ребенком, Ваша роль в подготовке его к учебе (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

Слушаете ли Вы то, что ребенок говорит?

Смотрите ли Вы на ребенка, когда он говорит с вами?

Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?

Поправляете ли Вы речь малыша?

Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли его?

Смеетесь ли Вы вместе с ним?

Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?

Играете ли с ребенком в какие-нибудь игры?

Поощряете ли Вы интересы и увлечения ребенка?

Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?

Стараетесь ли Вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?

Обсуждаете ли Вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?

Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?

Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулки, в зоопарк, в театр, в музей?

Проходя этот тест, имейте в виду, что все перечисленные критерии — тоже далеко не истина в последней инстанции.И вовсе не нужно стараться, чтобы Ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере, кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками «да» или «нет»;допускаются и варианты «всегда, иногда, часто, редко, никогда».Стоит обратить внимание, прежде всего на те критерии, на которых делают акцент педагоги именно той школы, которую Вы наметили для своего ребенка (а еще лучше — которую выбрали вместе с ребенком).И никоим образом не нужно натаскивать ребенка, чтобы он знал и умел гарантированно больше, чем сверстники. Более того, такие «знания сверх требований» иногда могут быть даже опасными.

 

социальный педагог отделения помощи семье и детям Литвинова Г.Н.