Консультация для родителей «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»

Консультация для родителей

«Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому дети уже с дошкольного возраста достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный для него подарок, просто так не даст детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Естественно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги.

И чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Рекомендации для родителей

По статистике, в России с понятием «финансовая грамотность» знакомо лишь 38 % взрослых. Это и неудивительно, ведь впервые с вопросами планирования финансов каждый из нас сталкивается, как правило, когда получает первую работу и, соответственно, первую зарплату. А происходит это лишь в возрасте 16-20 лет. Но обучать детей основам финансовой грамотности можно гораздо раньше. И лучшим инструментом в обучении станут карманные деньги. Именно с их помощью ваш ребёнок сможет тренироваться в постановке финансовых целей и планировании личного бюджета. Вот несколько правил о карманных деньгах, которые, следует соблюдать родителям. Именно они впоследствии позволят ребёнку ощущать себя максимально комфортно при взаимодействии с финансами.

  1. Выдавайте детям карманные деньги важно, чтобы у ребёнка были деньги, которые он может тратить по своему усмотрению. Только на собственном опыте управления деньгами ребёнок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать. Начать можно в любой момент, который вам покажется подходящим: с возраста, когда ребёнок может посчитать деньги, с поступления в первый класс, с начала самостоятельного передвижения по городу.
  2. Договоритесь с ребёнком о сумме и периодичности выдачи карманных денег, все детали следует, прежде всего, обсудить с ребёнком в формате уважительного диалога. Особенно важно в течение разговора рассказать ребёнку о его новых правах и возможностях. Определите вместе с ним период, на который вы будете выдавать ему определённую сумму (каждую неделю, раз в две недели, раз в месяц) и четко обговорите «правила игры».
  3. Не платите ребёнку за помощь по дому и не лишайте карманных денег в качестве наказания. В формировании финансовой грамотности ребёнка основным инструментом являются именно карманные деньги, а не доступ к ним. Поэтому важно придерживаться достигнутых с ребёнком договоренностей по периодичности и объёму средств, которые он получает.
  4. Не увлекайтесь контролем расходов. Цель предоставления карманных денег ребёнку состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной и при этом безопасной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансов. Поэтому будет полезно воздержаться от излишнего контроля за его расходами, позволяя ему самому находить решения и обращаться к вам за помощью. Полезно время от времени разбирать расходы ребёнка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать. В таком случае можно обсудить с ребёнком причину такой ситуации и предложить выдавать деньги меньшими суммами на меньшие периоды — чем меньше период, тем проще контролировать траты.
  5. Расскажите ребёнку, для чего нужна копилка. Обсудите с ребёнком суть накоплений — для чего они нужны, что позволяют делать, поделитесь собственным опытом. Поинтересуйтесь у ребёнка, о каких существенных приобретениях он мечтает. Это может быть велосипед, самокат, телефон, новый компьютер, планшет или любая другая ценная для него вещь. Подсчитайте вместе, сколько потребуется времени, чтобы накопить на эту вещь. Проговорите необходимость отказаться от сиюминутных удовольствий в пользу накопления. Составьте вместе с ним несколько вариантов плана накоплений, исходя из 10, 20 и 30 % от регулярной суммы карманных денег, которые он получает. Пусть он выберет тот вариант, который ему нравится больше, и придерживается его. Обязательно вернитесь к этому обсуждению спустя несколько недель или месяцев и обсудите успехи или неудачи.
  6. Договоритесь о помощи при крупной покупке. Если копить на важную для ребёнка вещь слишком долго, мотивируйте его тем, что, когда он накопит какую-то значимую часть большой суммы (половину, треть, две трети – в зависимости от цели, стоимости и ваших возможностей), вы добавите недостающую часть и вместе с ним купите то, что он хочет.
  7. Включите в карманные деньги часть расходов на ребёнка. Следующим шагом может стать возврат части ответственности за текущие расходы на ребёнка в его собственные руки. За некоторые статьи расходов ребёнок может отвечать самостоятельно. В зависимости от возраста это могут быть: школьные обеды, мобильная связь, транспорт, подарки друзьям, кино, предметы одежды. Постепенно список будет расти, до тех пор, пока все расходы ребёнка не окажутся в его собственной зоне ответственности.
  8. Помогите ребёнку оптимизировать расходы. Расскажите ребёнку о понятии оптимизации расходов. Наглядно продемонстрируйте, каким образом у него будет оставаться больше свободных денег, если он оптимизирует свои расходы. Подумайте вместе над тем, какую статью расходов можно оптимизировать и как конкретно это сделать.
  9. Будьте примером. Дети – это наша копия. Поэтому для воспитания финансово грамотного человека в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотностью. Всё, что вы рекомендуете или рассказываете ребёнку о финансовой грамотности, будет иметь вес в его глазах только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Читаем вместе с детьми.Важную роль в экономическом воспитании мы отводим использованию сказок.

1.Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения: Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».

2.Сказки, отражающие труд людей: Народные сказки «Хаврошечка», «Морозко», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

3.Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства: С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

4.Сказки, которые знакомят с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», труд, распределение, обмен, производство: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», Г. Х. Андерсен «Огниво».

5.Сказки, помогающие понять значение экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость: К. Чуковский «Федорино горе», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Социальный педагог отделения дневного пребывания:     Макарова О.С.