Вопрос от Лейлы
Дата поступления вопроса: 22.03.2023 г. Время: 16.26
Всё из-за матери
Здравствуйте.
Вот скажите, может ли мать обращаться так с 13-летней дочерью?
Мать почти не интересуется самочувствием дочери, может отправить своего ребёнка, который заболел и с температурой, кашлем и головой отправить в школу. На слёзы дочери мать реагирует агрессивно, может даже оскорбить. У ребёнка возможна депрессия, дочери и так плохо, но мать считает, что в её возрасте никаких проблем быть не может и не поддерживает дочь, а только орёт, заставляет её улыбаться, а если дочь ходит с грустным лицом, тоже может накричать на неё. Также ребёнок запутался в себе, иногда он становится каким-то «сумасшедшим», ему может что-нибудь показаться, чего нет, часто слышит несуществующие звуки и говорит несвязнные словосочетания.
Также, мать до недавнего времени купала свою дочь сама. В 13 лет, мать мыла собственную дочь, и ребёнок намекал, а позже и сказал, что ему это не нравится, и только слезами смог упростить свою мать не делать этого. Ребёнок записал на приложение «диктофон» то, как мать её мыла, что она говорила во время этого, а также некоторые оскорбления в свою сторону.
Почти осле каждой ссоры с матерью, девочка режет себе руки, а также бьёт себя по голове, особенно когда мать обесценивает её проблемы.
Также мать не уважает личное пространство дочери, в одном из конфликтов сказала, что дверь снесёт с петель(в комнате дочери), если дочь её ещё раз закроет.
Мать может наорать на неё матом, говорить, что ей такая дочь не нужна, обзывать обидными словами.
У ребёнка сейчас другие вкусы и интересы, но она не может рассказать о них матери, так как мать в итоге только накричит на неё. Друзей у девочки тоже нет, поэтому она вынуждена держать всё в себе.
Ребёнок мечтает поскорее повзрослеть и уехать от неё, общаться дочь с ней хочет, ненавидит её всей душой.
Ребёнку также не нравится, что мать думает только о его учёбе и уроках. Дочь сама прекрасно понимает, что двойку надо исправить, и при возможности исправляет, но мать, как говорится, «промыла ей все мозги» уже, и не понимает, о чем вообще они могут общаться кроме оценок и учёбы.
Дочь думала о самоубийстве, но не всерьёз, на данный момент ребенок пока что хочет просто всё перетерпеть и уехать от матери, а также в возрасте 15-16 лет сказать ей всё, что она думает и о ней.
Мать не даёт ей никакой самостоятельности, даже просто расчесать волосы, когда дочь хочет сделать это сама, она может выхватить расческу из её рук, и начать её причесывать как маленькую. Дочери это не нравится, и она снова заливается слезами. Также мать не даёт дочери самой определить время, когда ей делать домашнее задание, когда спать, когда отдыхать.
Говорит «ну что, час отдыхаем и погнали», хотя ребёнок сам справляется со своими уроками, а тройки у него вовсе не за плохое знание предмета, и не только за учителей, а ещё и за свое самочувствие, дочь откладывает дела на потом, даже если хочет начать делать раньше, она не может нормально сконцентрироваться, отсутствует желание вообще что-либо делать.
Также мать не уважает и себя, может ходить полностью обнажённой при ребёнке, не закрывать дверь в туалет, и даже входит в ребенку в туалет, пока он там сидит, и начинать что-то говорить.
Ещё девочка перестала любить себя и свое тело, из-за того, что мать не даёт ей сделать какие-либо процедуры, чтобы привести в порядок свое тело, а всё по той причине, что мать считает, что дочь ещё маленькая.
Также ребенок считает негигиеничным то, что и мать, и сам ребёнок использую один стакан, чтобы выпить воды, причём не один год, и его не моют, точнее мать не моет, но дочь, так как обеспокоена этим, регулярно очищает стакан.
Ребёнок плачет почти каждый день, и часто это сопровождается вышеперечисленными действиями (резать руки до крови, биться головой, душить себя, рвать на себе волосы, и чуть ли не выдавливать глаза) и всё из-за матери, которая орёт на неё по любому пустяку.
Мать знает про истерику дочери, но про то, что она так вредит себе нет. Но мать всё равно кричит ещё больше, и у девочки всё больше появляется желание покончить жизнь самоубийством.
Ответ Лейле
Педагог-психолог Оксана Александровна Быстрова:
Здравствуй, Лейла.
Не совсем понятно, кем тебе приходится 13-летний ребенок, о котором ты пишешь. То ли это твоя знакомая, о жизни которой ты хорошо проинформирована (несмотря на то, что «ребенок» описан замкнутым и не имеющим друзей). То ли ты пишешь о себе, но легче написать об этом, глядя как будто со стороны.
И мне из-за этого непонятна моя роль: кому именно и с какой целью я отвечаю на письмо? В любом случае ты, Лейла, с головой погрузилась в чей-то конфликт. Тебе важно, может ли мать так поступать с дочерью, или нет. Я думаю, подразумевается: имеет ли право мать так поступать?
Ты переполнена возмущением и всецело осуждаешь мать. Когда я представила описанную тобой ситуацию, — образ семьи, конечно, сложился конфликтный. Описанная семья, как я понимаю, неполная (про отца — ни слова).
Но, опять-таки, я не знаю: то ли ты являешься свидетелем того, что происходит между матерью и дочерью, и чувствуешь бессилие и ярость. То ли ты сравниваешь отношения в той семье со своими семейными отношениями, и какие-то моменты тебя чересчур задевают?..
Возможно, тебе больно за девочку. Хочется её защитить, спасти. Защитить и спасти эту девочку могут взрослые: в идеале здесь нужен психотерапевт. Твоё участие в этом конфликте мне представляется неэффективным. Но ты уже в своём воображении спасаешь девочку и преследуешь её мать. Зачем тебе это?
Если же всё-таки ты описываешь свои отношения с матерью, — важно обратиться к другим взрослым. Не мстить матери, истязая своё тело и обвиняя в этом мать; не преследовать её с диктофоном в руках, — а обращаться к тем, кто действительно может помочь. Это может быть психолог (при условии, что мама всё же согласится, что в отношениях много агрессии), социальный педагог в школе или взрослый родственник, которому ты доверяешь, специалист телефона доверия 8-800-2000-122.
Дата:23.03.2023 г.