«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ»

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ»

 

Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом — это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство ребят. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у детей  развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета.

Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

В отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, социальный педагог на реабилитационных занятиях развивает мелкую моторику у детей, используя игры с мелкими предметами, успешнее идет разностороннее развитие ребенка. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей.

Хочется отметить, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления ребёнка. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Особое внимание на занятиях уделяется  нетрадиционным техникам рисования, как средства развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование пластилином и т. д.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально — благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Нетрадиционные техники рисования формируют у детей технические навыки рисования, развивает воображение и творческие способности детей, обогащает и расширяет художественный опыт детей, побуждает ребенка экспериментировать, поощряет и поддерживает творческие находки.

Воспитывает положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к собственной деятельности. Рисование нетрадиционными способами — увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно — развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник способствует снятию детских страхов, развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, цветовосприятия, развивает мелкую моторику рук,  творческие способности, воображение и полёт фантазии.

В процессе проведения занятий замечено, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес ребят к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

 

                                                                                        Социальный педагог

Отделения реабилитации детей и подростков с ОВЗ

О.Ю.Кирпичева

221

 

Опубликовано в рубрике