УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
ГКУСО «Курский СРЦН
«Надежда»
от 25 марта 2016 г. № 36-од
Положение о социальном патронаже
семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или
социально — опасном положении
- Общие положения
1.1. Настоящее положение определяет порядок осуществления социального патронажа семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении (далее — Социальный патронаж), состоящих на социальном обслуживании в государственного казенного учреждения социального обслуживания «Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» (далее — Учреждение).
1.2. Социальный патронаж — комплексная система социальной поддержки и психолого-педагогической помощи, оказываемой в рамках деятельности Учреждения, семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, с целью оказания помощи семье в создании благополучных условий развития и защиты прав и интересов несовершеннолетних.
1.3. Социальный патронаж осуществляется специалистами, в должностных обязанностях которых предусмотрены данные функции.
1.4. Положение о социальном патронаже утверждается приказом директора Учреждения.
- Цели, задачи и функции проведения социального патронажа
2.1. Социальный патронаж проводится с целью изучения ситуации в семье, выявления причин возникновения трудной жизненной ситуации или социально опасного положения и направлен на оказание конкретной помощи по выходу семьи из сложившейся кризисной ситуации.
2.2. При осуществлении Социального патронажа специалистами решаются следующие задачи:
- изучение и анализ жизненной ситуации семьи, с учетом ее запроса и образа жизни;
- выявление сущности семейных проблем и причин их возникновения;
- комплексное и системное воздействие на сложившуюся ситуацию;
- координация деятельности специалистов Учреждения, участвующих в социально-реабилитационном процессе;
- обеспечение социального контроля через систематическое патронирование семьи с целью закрепления результатов социально-реабилитационной работы.
2.3. Основные функции Социального патронажа семьи:
- целенаправленное влияние специалистов на семью через проведение регулирующих, отслеживающих и оценочных действий;
- социально-психологическое воздействие на семью с целью внесения необходимых корректив в трудную жизненную ситуацию семьи;
- оказание социальной помощи и поддержки семье в решении внешних и внутренних проблем членов семьи, связанных с их физическим, психическим и нравственным здоровьем, общением, участием членов семьи в трудовой или учебной деятельности, успешной социализацией, жизненным и профессиональным самоопределением.
2.4. Основные принципы Социального патронажа:
- системный подход в построении процесса Социального патронажа, через рассмотрение проблем семьи в контексте внутрисемейных взаимосвязей и социального окружения;
- комплексный подход, обеспечение предоставления необходимых социальных услуг, отвечающих интересам и потребностям семьи;
- содействие мобилизации потенциала органов и учреждений, способствующих оказанию помощи семье;
- содействие укреплению собственного потенциала семьи для самостоятельного решения возникших проблем, оказание содействия семьям в овладении новыми знаниями, навыками, способствующими обеспечить самопомощь независимо от внешней поддержки;
- приоритет профилактической направленности Социального патронажа, своевременное выявление и устранение факторов социального риска, предупреждение кризисных ситуаций в семьях;
- разделение ответственности между семьей и специалистами в ходе решения кризисной ситуации, при ее постепенной целенаправленной передаче семье.
- Виды и сроки проведения социального патронажа.
3.1. Виды Социального патронажа с момента постановки семьи на социальное обслуживание в Учреждение:
- Первичный Социальный патронаж — проводится при постановке несовершеннолетнего (семей) на социальное обслуживание в Учреждение в период проведения первичных обследований специалистами.
В ходе проведения первичного Социального патронажа определяется социальный статус несовершеннолетнего (семьи), изучается ситуация, сложившаяся в семье, выявляются социальные проблемы, потребности, требующие социально-реабилитационного воздействия, определяются мероприятия для включения в ИППСУ, определяются сроки ее реализации, назначается частота дальнейших встреч в целях оценки промежуточных результатов социальной реабилитации. - Текущий Социальный патронаж — осуществляется в ходе проведения социально-реабилитационных мероприятий с целью оценки эффективности проведения социально-реабилитационной работы с несовершеннолетним (семьей).
В ходе проведения текущего Социального патронажа осуществляется контроль и оценка эффективности хода осуществления реабилитации, при необходимости вносятся изменения, дополнения в ИППСУ. - Итоговый Социальный патронаж — проводится в период завершения курса социальной реабилитации несовершеннолетнего (семьи) с целью определения эффективности принятых мер.
- Кризисный Социальный патронаж — проводится в ситуациях, требующих незамедлительного принятия решения в отношении семей и несовершеннолетних, находящихся в кризисной ситуации.
3.2. Виды Социального патронажа по интенсивности посещения семьи:
- Интенсивный — посещение семьи осуществляется на реже 1 раза в неделю. Патронаж проводится в случаях необходимости экстренного вмешательства или на этапе сбора информации о семье.
- Текущий — посещение семьи осуществляется ежемесячно, в рамках утвержденной ИППСУ.
- Контрольный — посещение семьи осуществляется ежеквартально и устанавливается в случае нормализации обстановки в семье и необходимости временного контроля за выполнением постреабилитационных мероприятий ИППСУ.
- Порядок проведения социального патронажа
4.1. Основания для постановки семьи на Социальный патронаж:
- трудная жизненная ситуация;
- социально опасное положение.
4.2. Решение о постановке семьи на Социальный патронаж принимается Учреждением, при выявлении семьи, либо при поступлении информации о семье от органов учреждений системы профилактики безнадзорности, общественных организаций.
4.3. Сроки проведения Социального патронажа и его виды определяются Учреждением в зависимости от степени выполнения поставленных задач в работе с каждой конкретной семьей и получения результата.
4.4. В ходе проведения Социального патронажа семьи специалистами проводится следующая деятельность:
- Посещение семьи, изучение и прояснение сложившейся ситуации, сбор предварительных данных о семье.
- Заполнение следующих документов: акт обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, социальная характеристика семьи.
- Организация практической работы по комплексному решению проблем семьи, в том числе:
- оказание конкретной (при необходимости — оперативной и экстренной) социальной помощи и поддержки, направленной на решение кризисных проблем;
- оказание услуг профилактического характера с целью уменьшения или устранения факторов риска;
- подключение специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности для решения проблем семьи;
- оказание услуг социально-правового характера (юридические консультации, оказание помощи в восстановлении утраченных документов и т.д.);
- предоставление услуг социально-экономического характера (организация летнего отдыха, досуга для несовершеннолетних и др.).
- Подведение итогов работы, анализ достигнутых результатов в ходе реализации ИППСУ, которые утверждаются на Социальном консилиуме.
- Права и ответственность специалистов, осуществляющих
социальный патронаж
5.1. Специалисты, осуществляющие Социальный патронаж, имеют право:
- самостоятельно выбирать средства, оптимальные формы и методы социально-реабилитационной работы в отношении несовершеннолетних (семей);
- проводить индивидуальные и групповые диагностические обследования несовершеннолетних (семей): педагогические, медицинские, психологические, социальные и др.;
- запрашивать и получать информацию по семьям и несовершеннолетним, находящуюся в компетенции специалистов и Учреждения.
5.2. Специалисты, осуществляющие Социальный патронаж, несут ответственность за:
- соблюдение законности, обеспечение в полном объеме защиты прав и интересов несовершеннолетнего и его семьи, в том числе обеспечение приоритетности семейного воспитания несовершеннолетних — сохранение и восстановление кровной семьи, подбор и оказание всесторонней помощи замещающей семье;
- осуществление системного преемственного и непрерывного межведомственного взаимодействия;
- конфиденциальность, соблюдение прав семьи на охрану частной жизни, недопущение разглашения без соответствующего согласия информации о несовершеннолетнем и ситуации в семье;
- результативность Социального патронажа.
- Документация по ведению социального патронажа
В рамках деятельности по осуществлению Социального патронажа в Учреждении ведется следующая документация:
- приказ об утверждении положения о Социальном патронаже, составе специалистов, осуществляющих Социальный патронаж;
- график проведения Социального патронажа на текущий квартал, утвержденный Директором Учреждения;
- акт обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи (Приложение 1к настоящему положению).
Приложение 1
к положению о социальном патронаже
семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
или социально-опасном положении
Акт
обследования условий жизни
несовершеннолетнего и его семьи
Дата обследования «____» __________ 20___ г.
Комиссия в составе:
1___________________________________________________________________________________
2___________________________________________________________________________________
3___________________________________________________________________________________
4___________________________________________________________________________________
5___________________________________________________________________________________
Проводилось обследование условий жизни несовершеннолетнего (далее-ребенок)
___________________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)
свидетельство о рождении: серия __________ N __________________________________________
___________________________________________________________________________________________
(когда и кем выдано)_________________________________________________________________________
паспорт серия __________ N ________________________________________________________________
(когда и кем выдан)__________________________________________________________________________
место жительства________________________________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
___________________________________________________________________________________________
место пребывания________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
1. Сведения о родителях ребенка:
1.1.Мать__________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
дата и место рождения __________________________________________________________________
место жительства ________________________________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
___________________________________________________________________________________________
место пребывания_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы,
контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения)
_________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Участие матери в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка,
способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде,
предоставлении медицинской помощи) и т.д.)
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
1.2. Отец________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии))
__________________________________________________________________________________________
дата и место рождения _________________________________________________________________
место жительства _______________________________________________________________________
(адрес места жительства, подтвержденный регистрацией)
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
место пребывания ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
(адрес места фактического проживания и проведения обследования)
__________________________________________________________________________________________
Сведения о трудовой деятельности (работает/не работает, указать должность и место работы,
контактные телефоны; режим и характер работы; среднемесячный доход; иные сведения)_____________
_________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Участие отца в воспитании и содержании ребенка (проживает/не проживает совместно с ребенком; проявление привязанности, сколько времени проводит с ребенком, какую помощь оказывает, пользуется ли расположением ребенка, имеет ли влияние на ребенка, способность обеспечить основные потребности ребенка (в пище, жилье, гигиене, уходе, одежде, предоставлении медицинской помощи) и т.д.) __________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
1.3. Родители в зарегистрированном браке состоят/не состоят; проживают
совместно/раздельно.____________________________________________________
2. Сведения о ребенке:
2.1. Состояние здоровья (общая визуальная оценка уровня физического развития и его соответствие возрасту ребенка, наличие заболеваний, особых потребностей в медицинском обслуживании, лекарствен-ном обеспечении; наличие признаков физического и (или) психического насилия над ребенком) __________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
2.2. Внешний вид (соблюдение норм личной гигиены ребенка, наличие, качество и состояние одежды и обуви, ее соответствие сезону, а также возрасту и полу ребенка и т.д.) _____________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
2.3. Социальная адаптация (наличие навыков общения с окружающими, навыков самообслужи-вания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития ребенка, адекватность поведения ребенка в различной обстановке и т.д.) _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
2.4. Воспитание и образование (форма освоения образовательных программ, посещение образовательных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования детей;
успехи и проблемы в освоении образовательных программ в соответствии с возрастом и индивидуаль-ными особенностями развития ребенка; режим дня ребенка (режим сна, питания, их соответст-вие возрасту и индивидуальным особенностям), организация свободного времени и отдыха ребенка; наличие развивающей и обучающей среды)____________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
2.5. Обеспечение безопасности (отсутствие доступа к опасным предметам в быту, медикаментам, электроприборам, газу и т.п., риск нанесения ребенку вреда как в домашних условиях, так и вне дома)_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
2.6. Удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
3. Семейное окружение:
3.1. Состав семьи (лица, проживающие совместно с ребенком)
№ |
Ф.И.О.,
год рождения |
Степень родства с ребенком | Проживает постоянно/временно/не проживает | Участвует/не участвует в воспитании и содержании ребенка |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. |
3.2. Сведения об иных родственниках ребенка ___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства, место жительства)
3.3. Отношения, сложившиеся между членами семьи, их характер (особенности
общения с детьми, детей между собой; семейные ценности, традиции, семейная история, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, круг общения родителей; социальные связи ребенка и его семьи с соседями, знакомыми,
контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями)____________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
3.4. Социальные связи ребенка и его семьи (с соседями, знакомыми, контакты ребенка со сверстниками, педагогами, воспитателями и т.д.) ________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
3.5. Кто фактически осуществляет уход и надзор за ребенком (родители,
другие члены семьи, соседи, другие лица) ______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
4. Жилищно-бытовые и имущественные условия.
4.1. Жилая площадь, на которой проживает __________________________________
(фамилия, инициалы ребенка)
составляет _______ кв. м, состоит из _______ комнат, размер каждой комнаты:
______ кв. м, ______ кв. м, ______ кв. м на ___ этаже в ___-этажном доме.
4.2. Собственником (нанимателем) жилой площади является _______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), степень родства по отношению к ребенку)
4.3. Качество дома (кирпичный, панельный, деревянный и т.п.; в нормальном состоянии, ветхий, аварийный; комнаты сухие, светлые, проходные и прочее)________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4.4. Благоустройство дома и жилой площади (водопровод, канализация, какое
отопление, газ, ванна, лифт, телефон и т.д.) _____________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4.5. Санитарно-гигиеническое состояние жилой площади (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное) ______________________________________________________________________
4.6. Жилищно-бытовые условия ребенка (наличие отдельной комнаты, уголка, места для сна, игр, занятий, игрушек, книг и т.д.) _______________________________________________
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
4.7. Структура доходов семьи (основные источники дохода (доходы родителей и иных членов семьи, алименты, пенсии, пособия, иные социальные выплаты); среднемесячный и среднедушевой доход семьи) _________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
4.8. Достаточность доходов семьи для обеспечения основных потребностей
ребенка (продукты питания, одежда и обувь, медицинское обслуживание, игрушки и игры, печатная и аудиовизуальная продукция, школьно-письменные и канцелярские принадлежности и пр.)
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
5. Результаты беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому
из родителей и другим членам семьи __________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
6. Результаты опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях
родителей с ребенком, их поведении в быту и т.д. _____________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
7. Условия, представляющие угрозу жизни или здоровью ребенка либо
препятствующие его нормальному воспитанию и развитию: ____________________
(имеются/отсутствуют)_______________________________________________________________________
7.1. _______________________________________________________________________________________;
7.2. _______________________________________________________________________________________;
7.3. ___________________________________________________________________________________ и т.д.
8. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
8.1. Угроза жизни, здоровью, нормальному воспитанию и развитию ребенка
___________________________________________________________________________________________
(фамилия, инициалы ребенка)
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
(отсутствует; имеется со стороны родителей, одного из них, со стороны других членов семьи)
8.2. Помощь, в которой нуждается ребенок (социальная, правовая, психолого-педагогическая, медицинская, материальная и т.д.) _____________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
8.3. Рекомендуемые формы защиты прав ребенка (оказание консультативной и иной помощи с указанием органов и организаций, оказывающих помощь)_________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Комиссия в составе:
1.___________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________________________
Подпись обследуемого лица: