Игровая зависимость у подростков
Игромания одно из распространенных болезней-зависимостей в настоящее время. Ею страдают люди разного возраста в разных концах света, начиная с самого детского возраста и заканчивая зрелым.
Игромания — это болезненное влечение к игре как к таковой, а не только к азартной, так как начинает развиваться с обычного вроде бы безобидного увлечения компьютерными играми. В отличие от родственных заболеваний наркомании и алкоголизма, эта более близка к психическим болезням, эмоциям, не затрагивает физического здоровья. Но принцип самого влечения у нее схож. Ведь влечение и продолжение втягиваться в свою зависимость основная проблема зависимости. Это порой вводит в заблуждение. Ведь, если при наркомании и алкоголизме физические симптомы указывают на болезненное состояние, то в случае игромании такого естественно не наблюдается.
Наиболее значимо влияние на психику подростка так называемых ролевых игр, когда игрок практически отождествляется с предлагаемой ролью, «выпадает» из реальной жизни.
Существует три разновидности ролевых игр:
- Когда игрок наблюдает за своим героем «со стороны»
- Играющий обозревает происходящее как бы изнутри
- Играющий сам создает персонажей своей игры и руководит ими.
Больше всего «захватывают» игры 2-ого типа, когда игрок полностью отождествляется со своим героем, тотально входя в выбранную роль. Постепенно он начинает терять связь с окружающим, все сильнее погружаясь в виртуальный мир. В критические моменты сценария он даже начинает двигаться вместе со своим героем, подпрыгивать на стуле или наклоняться, стараясь увернуться от выстрелов или ударов, краснеть или бледнеть.
В играх 1-ого типа эмоциональная «захваченность» менее выражена, тем не менее, неудачи или гибель компьютерного персонажа также способны вызывать целый спектр негативных эмоций, а победа – эйфорию. Эти эмоции и подкрепляют игровое поведение, наполняя обедненную реальными чувствам жизнь подростка.
При играх руководящего типа сильного «погружения» можно ожидать только от подростков с развитым воображением, однако, и в этом случае может сформироваться довольно выраженная психологическая зависимость.
Симптомы:
- Раздражение при вынужденном отстранении от игры. При ее продолжении настроение быстро улучшается.
- Неспособность вовремя остановиться, завершить игру: играющий будет бесконечно откладывать завершение, или начинать снова.
- Все интересы смещаются в сторону компьютерной игры, и разговаривая с окружающими, подросток только о ней и говорит.
- Постепенно нарушаются социальные и семейные контакты– подросток не помнит о домашних обязанностях, забрасывает учебу.
- Изменяются привычки, чтобы больше времени быть за компьютером: укорачивается время сна, пища принимается тут же, у компьютера; появляется неряшливость в одежде и пренебрежение к личной гигиене.
- Время за компьютером постоянно увеличивается.
- Сама проблема появления зависимости всячески отрицается, помощь не принимается.
- Подросток ощущает недовольство реальной жизнью, ее «пустоту».
Зависимость от компьютерных игр может проявляться также в социализированной форме, когда игроки ориентированы больше на сетевые игры. Способность к социальным контактам здесь страдает в меньшей степени, а игра удовлетворяет потребность в соревновании, конкурентной борьбе. Возможно, именно этого ребенку и не хватает в реальной жизни.
Как правило, потребность ухода в виртуальный мир игры возникает у ребенка в случае неблагополучия в сфере семейных отношений, когда нет взаимопонимания между самими родителями и родителей с детьми. Поэтому, главное, с чего следует начать – это посмотреть, где в семье есть слабые места и скорректировать свое поведение. Здесь не помогут нотации, уговоры, убеждение и семейные сцены с криками и слезами. Подобные методы способны лишь еще больше усугубить ситуацию, усилить негативные тенденции в семье. Нужно начинать с личного примера. И неважно, что это будет — выбор зависит от конкретных обстоятельств.
Родителям нужно задаться вопросом, сколько времени они сами просиживают за компьютером, особенно в социальных сетях. Возможно, они и сами не прочь поиграть время от времени? Можно предложить ребенку посоревноваться, кто способен реально выполнять договор о проведенном у компьютера времени? Нарушитель отправляется выполнять какую-нибудь домашнюю работу, например, пылесосить ковер или выносить мусор. Если в течение недели ребенку удается избежать штрафных очков, то в выходной можно всей семьей отправиться посидеть в кафе, на спортивный матч или придумать что-то еще.
В подростковом возрасте активно формируются навыки общения со сверстниками обоего пола. На этой почве часто возникают конфликты, которые могут стать причиной отказа от общения со школьными друзьями. Поэтому так важно уметь доверительно общаться со своим ребенком, помогая ему разобраться в сложностях взаимоотношений.
Если после беседы выясняется, что ребенку просто скучно, а жизнь его бедна яркими впечатлениями, нужно подумать вместе с ним, чем заполнить свободное время: посетить бассейн или каток, погулять по лесу, покататься на велосипеде, и так далее. Тогда времени на компьютерные игрушки просто не будет оставаться.
Присмотревшись, к каким занятиям склонен ребенок, что ему нравится смотреть по телевизору, о чем говорить, необходимо подобрать ему секцию или кружок, соответствующий его интересам. Это может быть также музыкальная, художественная или спортивная школа, если есть выраженные способности нужного профиля. Здесь подросток сможет найти и новых друзей. Конечно, все это связано с дополнительными финансовыми затратами, но ведь речь идет о будущем ребенка и его психическом здоровье!
Бывает так, что самостоятельно родители не могут изменить ситуацию. В этом случае нужно обратиться за помощью к психологу, и чем раньше, тем лучше.
Какими бы ни были причины компьютерной зависимости у ребенка, помочь справиться с ней должно ближайшее окружение. Так, самую главную роль играют, конечно же, родители, которые все силы должны бросить на то, чтобы вытащить ребенка в реальный мир. Однако к этому делу нужно привлекать еще и друзей, одноклассников и товарищей ребенка, чтобы в это время он понимал, что он не одинок, что, помимо виртуальной, у него есть еще и реальная, не менее интересная жизнь. А чтобы все получилось, нужно организовывать интересные встречи, выходы на природу, поездки и праздники. Но самым главным правилом, как справиться с зависимостью, является ее признание. Близкое окружение ребенка должно показать подростку, что он болен, что у него есть проблемы, ребенок должен это понять, и только тогда лечение будет адекватным, а результаты видимыми.