НУЖНО ЛИ УЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?
Для правильной подготовки детей к школе большую роль играет не только общий эмоциональный фон, на котором происходит взаимодействие родителя с детьми, но и содержание общения. Чем разнообразнее и насыщеннее общение, тем значительнее положительные приобретения будущего школьника.
Общение — это сложный процесс установления контактов между людьми, включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Вступая в произвольное общение со взрослым, ребенок совершает достаточно сложную интеллектуальную и коммуникативную деятельность. Ему необходимо понять задачу общения, войти в ситуацию, принять позицию взрослого, его намерения, цели, адекватно реагировать на его вопросы, достигнуть взаимопонимания. Все эти качества необходимы ребенку в школьном обучении. В старшем дошкольном возрасте наблюдается несколько форм общения, отличающихся по своему содержанию. Это так называемое деловое общение, в которое вступает ребенок, стремясь научиться у взрослого чему-либо. Такое общение родителей с детьми в совместной деятельности является важным каналом обогащения практического опыта ребенка и подготовки к школе. Сотрудничество со взрослым развивает ценные качества общественного поведения, способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, организовать взаимодействие в процессе деятельности, обсудить полученные результаты, добиться взаимопонимания.
Важную роль в подготовке к школе играет познавательное общение со взрослым, к которому активно прибегают дети среднего и старшего дошкольного возраста. Это обсуждение широкого круга вопросов, волнующих детей: о животных и их происхождении, о странах далеких и близких, о технике, о прошлом и будущем. Психологи отмечают, что в познавательном общении активно проявляется стремление ребенка добиться уважения взрослого, обратить на себя внимание как на серьезного собеседника, интересы которого уже выходят за рамки детского сада.
Чтобы поддержать стремление к такому общению, родителям необходимо внимательно относиться к детским вопросам, не отмахиваться от них, находить ответы, а там, где это возможно, направлять детей на поиск самостоятельного ответа («Понаблюдай! Проверь! Подумай!»). Главное, не заглушить любознательности детей, направить их интерес на познание разных сторон действительности. Познавательное общение, переплетаясь с соответствующей практической, поисковой деятельностью ребенка, направляемой родителями, становится условием формирования познавательных интересов, познавательной активности, без которых школьное обучение не может стать для детей увлекательным и успешным.
Психологи пришли к выводу, что личностные мотивы общения сочетаются с наиболее адекватным для обучения поведением ребенка. Исходя из этого, для родителя, занимающегося с ребенком 5—б лет, становится очевидной необходимость целенаправленно развивать личностное общение с дошкольниками. Специально привлекать детей к обсуждению вопросов личного характера: о тех или иных событиях их жизни, о запомнившихся случаях из раннего детства, о планах на будущее, о различных поступках сверстников, высказывать свои предположения о том, почему люди поступают так, а не иначе, какие чувства они испытывают, совершая те или иные действия, о чем мечтают.
Подводя итоги сказанному, следует подчеркнуть следующее. Только утверждая отношения сотрудничества в общении с детьми, родители создают основу для полноценного развития личности будущего школьника. Вступая в отношения сотрудничества с ребенком, взрослый должен проявлять доверие и уважение к нему. Он не только информирует ребенка, но и обращается к нему за помощью, советуется с ним. Иногда родители должны специально принимать на себя роль недостаточно осведомленного, и ребенок разъясняет ему, как правильно решить задачу, вызвавшую затруднение. Нередко они преднамеренно должны делать ошибку, ребенок заметит и исправит ее. В таких отношениях у дошкольника пробудится уверенность в себе, стремление к самостоятельности, творчеству, доверие к взрослому.
Родители, стремящиеся лучше подготовить детей к школьному обучению, должны искать пути индивидуально-дифференцированного подхода к своим воспитанникам на основе изучения особенностей их личности и уровня развития. Общаясь с детьми, родители должны учитывать их коммуникативные возможности, т. е. то, к какой форме общения пока способен ребенок, и затем, постепенно усложняя содержание и средства общения, подводить детей к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению. А эти формы определяют коммуникативную готовность к школе.
Социальный педагог отделения социальной диагностики
и социально – правовой помощи Ю.В. Никитко