Паспорт инновационной технологии (клуб)
1. | Наименование клуба | «Взаимопомощь» |
2. | Тема программы клуба | В рамках реализации мероприятий краевой программы «Право быть равным» в нашем учреждении организован клуб для родителей, воспитывающих детей — инвалидов и (или) детей с ограниченными возможностями здоровья «Взаимопомощь». |
3. | Направления
инновационной клубной деятельности |
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством психолого-педагогического просвещения, привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка. |
4. | Наименование
учреждения |
Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда». |
5. | Адрес | СК Курский район, ст. Курская, улица Мира, дом 30 |
6. | Телефон/факс | (87964) 65097 |
7. | Сайт | курский-срцн.рф |
8. | Адрес
электронной почты |
srcn08@minsoc26.ru |
9. | Руководитель
учреждения |
Верещагина Елена Александровна |
10. | Руководитель клуба | Пулина Надежда Владимировна |
11. | Ответственный
исполнитель |
Щёголева Светлана Васильевна
Быстрова Оксана Александровна |
12. | Консультант
(при наличии) |
— |
13. | Дата создания инновационной программы клуба и реквизиты приказа о внедрении клубной деятельности | Протокол МС учреждения № 3
от 21 сентября 2016 г. |
14. | Кадровый состав специалистов, участвующих в реализации программы клуба | Специалисты отделения диагностики и социально – правовой помощи:
социальный педагог, педагог – психолог, специалист по социальной работе. |
15. | Категория
участников клуба |
Программа рассчитана на родителей детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья. Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании. |
16. | Продолжительность
реализации |
2 года |
17. | Используемые ресурсы: | |
17.1 | организационные | -разработка методической документации;
-информационная поддержка (оповещение через СМИ, информационные материалы, буклеты, флаеры и т.д.) на информационных щитах, стендах в отделениях центра, школах и др.; -размещение информации на сайтах: |
17.2 | кадровые | Специалисты отделения социальной диагностики и социально-правовой помощи. |
17.3 | материально-технические | Оснащенное мебелью помещение: модульный стол, кресла; технические средства: ноутбук, флип-чарт, видеопроектор, экран, колонки, световой стол для рисования песком, песочница, аромо-лампа, световое оборудование (воздушно-пузырьковая колонна, звездная сеть с контроллером, тренажер функциональной активности мозга «Мираж», светильник «Релакс», пучок фиброоптических волокон), пуфы с гранулами, а так же музыкальный центр и CD- диски для релаксации), фотоаппарат, канцелярские принадлежности. |
17.4. | финансовые, в том числе по источникам | Бюджет учреждения, внебюджетные средства, фонд поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации, средства спонсоров. |
18. | Цель
деятельности клуба |
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка. |
19. | Задачи
деятельности клуба |
-формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
-расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ; -взаимодействия с детьми воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка; -формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами центра, участию во встречах клуба «Взаимопомощь»; -способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами. |
20. | Практическая
значимость клубной деятельности |
При составлении программы деятельности клуба «Взаимопомощь» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.
Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации. |
21. | Прогнозируемая
результативность |
-возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения;
-участие родителей в коррекционно-реабилитационном процессе ребенка с пониманием значимости этого для ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка; -повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами центра, желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.); -расширение круга общения среди родителей детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. |
22. | Индикаторы и показатели эффективности клубной деятельности | В рамках реализации плана мероприятий специалистами проводятся: мини-лекций, дискуссии, лекториев, информационно – просветительских часов, просмотра социальных роликов, фильмов, психологических упражнений, в форме тренинга, практических занятий (практикум), знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми, совместные практикумы родителей с детьми, проводятся фотовыставки, МК (мастер-класс). Все участники раскрывают свой творческий потенциал, активизируя положительные эмоций через совместное времяпровождение.
Для решения тех или иных вопросов проводятся встречи в родительском клубе, благодаря которым родители делятся опытом и имеют возможность пообщаться друг с другом. В ходе заседания раскрываются проблемы семей, воспитывающих здоровых детей и детей с ОВЗ, характеризуются системы комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты по социально работе рассказывают о правах детей, соблюдении их в семье и пр. Педагог — психолог проводит групповые тренинги и многое другое. Посредствам обратной связи — специалисты получают информацию о настрое родителей, их отношении к происходящим событиям и людям, как внутри мероприятия, так и в социуме в целом и пр. |
23. | Периодичность отчетности о результатах внедрения технологии (годовая, полугодовая, квартальная и т.п.) | Отчетность о результатах внедрения клубной деятельности предоставляется, согласно плана работы. |
24. | Актуальность
клубной деятельности |
Семьи, в которых воспитываются дети с отклонениями в развитии, сталкиваются со специфическими проблемами. Испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития ребенка-инвалида и (или) ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в доступном для него формате. Искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума.
Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями детей с отклонениями в развитии, является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с семьей, внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса. Исследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида, показало, что родители больного ребенка, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недооценивают прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи, поэтому возникает необходимость оказания психологической помощи не только инвалиду, но и его родственникам. В связи с чем, в отделении социальной диагностики и социально – правовой помощи ГКУСО «Курский СРЦН «Надежда» был создан клуб для родителей, воспитывающих детей — инвалидов и (или) детей с ограниченными возможностями здоровья «Взаимопомощь». |
25. | Описание
клубной деятельности |
При составлении программы деятельности клуба «Взаимопомощь» учтены как запросы родителей, так и объективно имеющаяся, но не обозначенная родителями, потребность в личностной психологической помощи и поддержке. Групповая форма работы несет в себе мощный ресурс для решения задач как педагогических, так и психологических.
Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации. Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий, примерным планом содержания каждого занятия. В методических рекомендациях по реализации программы представлен практический материал: примерное содержание занятий по всем темам. В течение календарного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч. |
26. | Достигнутая
результативность клубной деятельности |
В ходе заседания раскрываются проблемы семей, воспитывающих здоровых детей и детей с ОВЗ, характеризуются системы комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты по социально работе рассказывают о правах детей, соблюдении их в семье и пр. Педагог — психолог проводит групповые тренинги и многое другое.
Посредствам обратной связи — специалисты получают информацию о настрое родителей, их отношении к происходящим событиям и людям, как внутри мероприятия, так и в социуме в целом и пр. Во время таких встреч родители активно проявляют себя, вступают в диалоги, приводят конкретные примеры из жизни своих детей. Каждый может высказать свои проблемы и получить рекомендации по их решению. По отзывам родителей — работа, организованная в отделении, необходима и важна, так как такие мероприятия помогают понять им, что нельзя замыкаться в себе со своими трудностями, учат понимать себя и окружающих людей, повышают уверенность в себе! Благодаря комплексной работе специалистов отделения социальной диагностики и социально — правовой помощи семьи, воспитывающие детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, преодолевают социальную изолированность, ребята, из таких семей становятся наиболее раскрепощённые, легко идут на контакт. |