ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы по профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних воспитанников в государственном казенном учреждении социального обслуживания «Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда»

Cкачать: ms-word

УТВЕРЖДЕНО

                 приказом директора ГКУСО

                                                                                                «Курский СРЦН «Надежда»

              от  07 июля 2015 г. № 53-од

 

ПОЛОЖЕНИЕ

об организации работы по профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних воспитанников в государственном казенном учреждении социального обслуживания «Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда»

  1. I. Общие положения

 

  1. Настоящее Положение разработано в целях реализации Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федерального закона Российской Федерации от 21 мая 1999 года № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», для обеспечения единого системного подхода к проведению мероприятий в государственном казенном учреждении социального обслуживания «Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» (далее – Учреждение) по профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних воспитанников Учреждения (далее– воспитанники).

 

  1. Мероприятия по профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений воспитанников в Учреждении осуществляют педагогические, медицинские, социальные работники Учреждения (далее – специалисты).

Специалисты Учреждения:

  • проводят работу по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий воспитанников (далее – профилактика), принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности воспитанников;
  • оказывают социальную, психологическую и иную помощь воспитанникам, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса воспитанников в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению воспитанников в семьи;
  • содержат воспитанников в установленном порядке на полном государственном обеспечении, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту прав и законных интересов;
  • организуют медицинское обеспечение и обучение воспитанников по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;
  • уведомляют родителей воспитанников или иных их законных представителей о нахождении их в Учреждении;
  • содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении дальнейшего их жизнеустройства;
  • создают условия, обеспечивающие возможность полноценного развития воспитанников;
  • своевременно выявляют типичные кризисные ситуации, возникающие у воспитанников, особенно в подростковом возрасте;
  • планируют и организуют реабилитацию воспитанников;
  • выявляют и пресекают случаи вовлечения воспитанников в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Администрация Учреждения обеспечивает:

  • координацию деятельности специалистов Учреждения;
  • определение ответственности за деятельность Учреждения по профилактике;
  • организацию режима функционирования Учреждения;
  • планирование, анализ деятельности Учреждения;
  • процесс повышения профессиональной компетенции специалистов путем организации мероприятий по изучению и внедрению новых технологий, методов и форм профилактической работы, в том числе из опыта работы других субъектов Российской Федерации в данном направлении деятельности;
  • контроль за качеством процесса реабилитации воспитанников, улучшением условий пребывания их в Учреждении, состоянием работы по профилактике, результативностью работы специалистов.

Итоги контроля рассматриваются на Методическом совете Учреждения, административных заседаниях с целью анализа, определения проблем, принятия решений по устранению недостатков в работе Учреждения.

 

  1. Деятельность по профилактике планируется и осуществляется при взаимодействии с органами, учреждениями и организациями системы профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами управления социальной защитой населения, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, органами опеки и попечительства,   органами по делам молодежи, органами управления здравоохранением, органами службы занятости, органами внутренних дел, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – органы, учреждения и организации субъектов профилактики).

С образовательными организациями, в которых обучаются воспитанники, органом внутренних дел, заключены соглашения о сотрудничестве в сфере профилактики.

 

  1. II. Нормативно-правовая база по организации профилактики безнадзорности и предупреждению правонарушений воспитанников

 

  1. С целью осуществления системной работы по предупреждению правонарушений, в том числе самовольных уходов воспитанников, специалисты учреждение должны руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ставропольского края по вопросам предупреждения и профилактики правонарушений.

 

  1. С целью организации работы по профилактике, координации деятельности специалистов Учреждения, определении ответственности за деятельность Учреждения по профилактике, организации режима дня воспитанников, а также контроля указанных видов деятельности, в Учреждении:

5.1. Назначается ответственный (заместитель директора) за организацию работы по профилактике, в том числе самовольных уходов воспитанников (далее – ответственное лицо), в должностные обязанности которого включается:

  • ведение журнала учета случаев самовольных уходов воспитанников из Учреждения (приложении 1 к настоящему Положению), который заполняется в течение одного часа с момента выявления факта самовольного ухода воспитанника из Учреждения граф 1-8 и последующих граф — по мере проведения организационных мероприятий, сведения о которых требуют фиксации в Журнале учета.
  • обеспечение контроля за качеством работы специалистов Учреждения по профилактике;
  • взаимодействие с органами, учреждениями и организациями субъектов профилактики, в том числе, расположенных в соответствующем муниципальном образовании;
  • проведение инструктажей специалистов Учреждения, в том числе осуществляющих работы в вечернее и ночное время, о действиях при установлении факта самовольного ухода воспитанника из Учреждения;
  • осуществление контроля за выполнением программ социальной реабилитации воспитанников, совершающих самовольные уходя или склонных к осуществлению таких действий;
  • организацию проведения служебных расследований по каждому факту совершения воспитанником самовольного ухода из Учреждения;
  • ведение банка данных о воспитанниках, систематически допускающих правонарушения, склонных к самовольному уходу из Учреждения, который постоянно поддерживается в актуальном состоянии: дополняется сведениями о случаях правонарушений, самовольного ухода или попытки ухода из Учреждения, с указанием причин и условий тому способствовавших, месте обнаружения воспитанника и иные сведения.

 

III. Содержание деятельности по профилактике безнадзорности и

предупреждению правонарушений воспитанников Учреждения

 

  1. Содержание деятельности по профилактике в Учреждении носит комплексный характер и включает следующие направления работы:
  • создание комфортных условий пребывания воспитанников в Учреждении;
  • индивидуализация процесса медико-психолого-педагогического и социального сопровождения воспитанников, что включает в себя формирование позитивного отношения к себе и окружающим людям; содействие в восстановлении связей с родителями и родственниками; снижение уровня тревожности и агрессии у воспитанников; воспитание толерантности и коммуникабельности; изучение и учет индивидуальных характерологических особенностей воспитанников – уровень тревожности школьной, самооценочной, межличностной, общей; потребности в достижении успеха, страх самовыражения, личностная, ситуативная; уровень коммуникативности, креативности, уровень притязаний, карта интересов воспитанников; уровень адаптации в современном обществе; выявление воспитанников, страдающих неврологическими, психическими заболеваниями; склонных к нарушению порядка пребывания в Учреждении; прогнозирование ситуаций, провоцирующих правонарушения, самовольные уходы воспитанников из Учреждения; планирование их жизненных перспектив;
  • проведение профилактической работы по предупреждению причин и условий, способствующих совершению правонарушений воспитанниками;
  • проведение дополнительной индивидуальной профилактической работы в отношении воспитанников, совершивших правонарушения, в том числе самовольные уходы из Учреждения;
  • совершенствование деятельности специалистов Учреждения, осуществляющих диагностику и прогнозирование развития личности воспитанника, обеспечивающих процесс его саморазвития, самореализации;
  • развитие интегративных форм детского самоуправления, соуправления;
  • совершенствование работы над творческим развитием личности воспитанника, уровнем его воспитанности и социализации;
  • расширение социальных связей Учреждения и социального опыта воспитанников;
  • укрепление материально-технической базы Учреждения путем создания условий для реабилитационной, коррекционной деятельности воспитанников;
  • просвещение специалистов Учреждения, родителей воспитанников по вопросам профилактики.

 

  1. В Учреждении на каждого воспитанника оформляется личная карточка, в которой указываются следующие сведения:
  • фамилия, имя, отчество (полностью);
  • дата рождения;
  • основания для зачисления воспитанника в Учреждение, реквизиты приказа о его зачислении;
  • описать особые приметы несовершеннолетнего, рост, особенности телосложения, цвет волос, цвет глаз и т.д.;
  • сведения об особенностях поведения (при наличии);
  • сведения о родителях, родственниках, их домашние адреса, контактные телефоны;
  • на карточку воспитанника приклеивается его фотография.

Один экземпляр личной карточки хранится в личном деле воспитанника, второй экземпляр – в документации специалистов, третий – передаётся должностному лицу Учреждения, отвечающему за организацию работы по профилактике самовольных уходов воспитанников. При совершении самовольного ухода воспитанником Учреждения его личную карточку необходимо использовать при его розыске сотрудниками Учреждения, а также направлять в дежурную часть полиции вместе с заявлением о розыске воспитанника.

 

  1. В комплексный план работы Учреждения по профилактике включаются следующие мероприятия:

8.1. Формирование правовых знаний, умений и навыков поведения воспитанников:

  • тематические занятия;
  • просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов, телепередач, видеоматериалов;
  • дискуссионные клубы;
  • правовые тренинги;
  • правовая пропаганда,
  • проведение индивидуального правового консультирования и разъяснительных бесед.

8.2. Формирование у воспитанников нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

8.3. Обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения во взаимоотношениях между субъектами общения.

8.4. Создание в Учреждении развивающей среды, организация работы по обеспечению полной занятости воспитанников в ней, с учетом их потребностей, особенностей возрастного развития, интересов и ориентиров. Вовлечение воспитанников в развивающую среду не только Учреждения, но образовательной организации, в которой он обучается, использование возможности социума.

8.5. Наполнение внеурочного времени воспитанников содержательной, интересной, увлекательной, полезной деятельностью. Организация досуга воспитанников, что является чрезвычайно важным и лучшим средством профилактики отклоняющего поведения воспитанников.

8.6. Создание условий для успешной социализации воспитанников путем вовлечения их в работу детского самоуправления, соуправления.

 

  1. IV. Порядок действия сотрудников государственного казенного учреждения социального обслуживания «Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» при установлении факта самовольного ухода воспитанника и организации их розыска.

 

  1. При установлении факта самовольного ухода несовершеннолетнего из учреждения руководитель (дежурный сотрудник) обязан по истечении одного часа по телефону сообщить об этом в дежурную часть органа внутренних дел, после чего лично обратиться с заявлением в дежурную часть ОМВД России по Курскому району (далее — ОМВД).

Руководитель учреждения обязан в течение одного часа после установления факта самовольного ухода воспитанника принять соответствующие меры по розыску.

  1. При подаче заявления о розыске несовершеннолетнего представляются:
  • описание примет внешности: рост, телосложение, наличие особых примет (шрамы, родимые пятна, татуировки, родинки и др.);
  • описание одежды, в которой ушел несовершеннолетний;
  • описание предметов, которые имел при себе несовершеннолетний;
  • информация о взаимоотношениях самовольно ушедшего воспитанника с другими воспитанниками, конфликтных ситуациях в детском коллективе, вследствие которых несовершеннолетний мог самовольно покинуть учреждение;
  • сведения о том, где ранее проживал несовершеннолетний, полные данные родителей, родственников, друзей, знакомых, у которых может находиться несовершеннолетний, его местонахождение при предыдущих самовольных уходах;
  • состояние физического и психического здоровья;
  • дата, время и место ухода, возможная причина ухода;
  • иные сведения, способствующие оперативному розыску несовершеннолетнего.

Перечисленные выше сведения заносятся в письменное объяснение, которое составляется в дежурной части сотрудниками полиции. К заявлению прилагается фотография разыскиваемого несовершеннолетнего, соответствующая возрасту, данные паспорта или свидетельства о рождении несовершеннолетнего.

После регистрации в ОМВД заявления о розыске несовершеннолетнего необходимо получить от дежурного, принявшего заявление, талон-уведомление с указанием даты принятия заявления и номера его регистрации в книге учета сообщений о происшествиях.

  1. Должностное лицо, отвечающее за профилактику самовольных уходов несовершеннолетних, после установления факта самовольного ухода (в дневное время):

11.1. Незамедлительно информирует руководителей  Организации (Учреждения), муниципального органа управления образованием, министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края об отсутствии воспитанника;

11.2. В течение 1-го часа:

  • организует проведение бесед с детьми, сотрудниками учреждения, общеобразовательной организации с целью установления причин и условий, способствующих уходу несовершеннолетнего, его возможного местонахождения, по результатам которых выводит обзорную справку, при необходимости проводит сбор объяснений с воспитанниками, в которых должна содержаться информация о возможных причинах, условиях самовольного ухода, местах появления несовершеннолетнего;
  • организует проверку силами работников организаций предполагаемых мест нахождения воспитанника (родственников, знакомых, друзей, одноклассников, компьютерных салонов, прилегающей к организации территории).

11.3. По истечении 1-го часа:

  • принимает совместно с сотрудниками полиции участие в проведении первичных розыскных мероприятий;
  • обеспечивает доступ во все помещения учреждения для их осмотра членам следственно-оперативной группы.

11.4. По истечении 24 часов:

  • информирует об уходе несовершеннолетнего родителей или лиц их замещающих, территориальные органы, учреждения субъектов профилактики края (кроме органов внутренних дел), где проживают родственники подростка, иные лица для организации розыска необходимости немедленного представления сведений администрации учреждения, органам внутренних дел о появлении у них или на их территории несовершеннолетнего;
  • незамедлительно сообщает в ОМВД об открывшихся новых обстоятельствах розыска, о совершении в отношении несовершеннолетнего антиобщественных действий или преступления, а также совершения самим подростком правонарушений или общественно опасных деяний;
  • проводит служебное расследование по факту самовольного ухода воспитанника с целью выявления причин и условий, способствующих указанному факту, выявлению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего.

11.5. По истечении 10 суток направляет в  министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края заключение по результатам служебного расследования, принятые меры по розыску и предупреждению уходов несовершеннолетнего, мероприятия по его реабилитации и другие сведения.

  1. В случае возвращения несовершеннолетнего в учреждение руководитель незамедлительно обращается в ОМВД с заявлением о прекращении его розыска.

Руководитель учреждения информирует субъекты профилактики, а также в соответствии с ведомственной принадлежностью – министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края о возвращении несовершеннолетнего в учреждение и прекращении его розыска.

  1. После возвращения воспитанника в учреждение с ним проводится индивидуально-профилактическая работа, которая включает:
  • осмотр несовершеннолетнего (в случае необходимости оказание ему первой медицинской помощи);
  • установление причин самовольного ухода, а также фактов возможного совершения противоправного поведения в отношении несовершеннолетнего. При установлении факта противоправного поведения, незамедлительно информировать в ОМВД;
  • проведение психодиагностического анализа эмоционального состояния несовершеннолетнего;
  • организацию постоянного психолого-педагогического сопровождения.

 

  1. При выявлении факта самовольного ухода воспитанника из Учреждения в течение одного рабочего дня приказом Учреждения образуется комиссия для проведения служебного расследования из числа специалистов и работников Учреждения (далее – Комиссия).

Комиссия осуществляет сбор и формирование следующих материалов:

  • объяснительные сотрудников и воспитанников Учреждения;
  • опросы иных граждан, которые могут оказаться свидетелями ухода воспитанника из Учреждения.

Результаты служебного расследования оформляются актом и доводятся до сведения руководителя Учреждения.

По результатам служебного расследования приказом Учреждения утверждаются меры, необходимые для поиска и возвращения в Учреждение воспитанника, допустившего самовольный уход, и назначается специалист, ответственный за их реализацию.

При выявлении Комиссией действий (бездействий) специалистов Учреждения, повлекших самовольный уход воспитанника из Учреждения, руководитель Учреждения вправе применить к специалистам меры дисциплинарного воздействия.

 

 

 

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО

ОБСЛУЖИВАНИЯ

« КУРСКИЙ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТРДЛЯ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «НАДЕЖДА»

 

ПРИКАЗ

07.07.2015 г.                                                                                                         №  53 — од

ст. Курская

 

Об утверждении Положения об организации работы  по профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних воспитанников в государственном казенном учреждении социального обслуживания «Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда».

 

В целях  предупреждения правонарушений несовершеннолетних воспитанников и обеспечения единого системного подхода к профилактической работе, в том числе  самовольных уходов  воспитанников из  ГКУСО «Курский СРЦН «Надежда»:

 

п р и к а з ы в а ю:

 

1.Утвердить Положение об организации работы  по профилактике безнадзорности и предупреждению правонарушений несовершеннолетних воспитанников в государственном казенном учреждении социального обслуживания «Курский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда».

  1. Контроль за исполнением настоящего приказа возлагаю на заместителя директора Долгоерову А.П.
  2. Приказ вступает в силу с момента его подписания.

 

 

 

Директор                                                                                             Е.А.Верещагина